Образовательная программа

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАЕТЕЛЬНАЯ ШКОЛА г. КОРКИНО (сентябрь 2006г.)

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ И ПРИНЦИПОВ ЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ

 

Школа расположена в центре города. Помещение школы составляет 550м : три классные комнаты 150м , одна классная комната 30м , учительская, кабинет директора, библиотека, лаборантская по физике и химии. Обеспеченность школы помещениями соответствует нормам 5м  на одного человека.

Школа первый год находится в новом здании. Здание приспособлено для занятий учащихся.

Школа финансируется на средства городского бюджета.

В школе разработан Устав, который отражает особенности именно вечерней школы применительно к нашим условиям существования. Устав прошел юридическую экспертизу в отделе правового обеспечения администрации города Коркино ведущим специалистом Беловой О.В.

Администрацией школы совместно с ПК школы разработана внутришкольная правовая документация по некоторым специальным вопросам: 1) положение о педсовете; 2) положение об итоговом контроле в переводных классах; 3) положение о конфликтной комиссии; 4) положение о назначении ежемесячных пособий на детей, обучающихся в вечерней школе; 5) правила внутреннего трудового распорядка.

Школа прошла регистрацию как юридическое лицо.

Занятость подростков: - работают 34 человека, учащиеся  СПТУ-14 и СПТУ-45 – 38 человек, домохозяйки – 6 человек, учащиеся художественного училища – 10 человек, курсы – 5 человек. Всего 93 человека. Занятость составляет 80%. Менее других заняты учащиеся 6-7 классов. Некоторые из них подрабатывают у частников.

Школа выполняет функции социальной реабилитации и социальной защиты молодых людей:

        преодолевающими чувство ущербности, отчужденности;

        формирующими уверенность в себе и самоуважение;

        снимающими повышенную тревожность и агрессию;

        развивающими сферу познавательных интересов.

 

2. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММ.

 

2.1. Здоровье подростков оценивается по характеристикам педагогов дневной школы и по пропускам занятий, справкам от врача приблизительно 20% учащихся состояние здоровья неудовлетворительное.

2.2. Уровень воспитанности.

      Все 100% нашим учащихся перенесли или испытывают действие психотравмирующих факторов особенно важные из них - совершенные правонарушения и приводы в милицию 27 человек, вернулись из колонии 2 человека, боязнь школы, наказания, неблагополучные семьи, ранняя половая жизнь. Эти дети чувствуют повышенную потребность в эмоционально теплом участии взрослых, работе с ними методиста-психолога, врача нарколога, винеролога и т.п.

      Ответы на анкеты убеждают в том, что, обучаясь в школе подростки чувствуют себя более комфортно, адекватно и менее тревожно (поэтому они и говорят, что в вечерней школе учиться легче). А ведь тревожность и отчуждение являются главными факторами преступного поведения подростков.

2.3. Базовые знания учащихся.

      Контрольные работы проведенные в начале учебного года в классах нового приема (6,7,10 классах) и переходящих классах с пополнением учащихся.

      По результатам контрольных работ на начало 2006-2007 учебного года.

Литература

% абс. – 68%,

% кач. – 10,1%

История

% абс. – 77%,

% кач. – 14,3%

Обществознание

% абс. – 72%,

% кач. – 22,2%

Математика

% абс. – 87,7%,

% кач. – 36,3%

2.4. Ежегодно снижается количество учащихся, стоящих на учете в ИДН, но приходят новые учащиеся.

      Направления, заложенные в работе школы могут помочь нам в течение 2005-2010 учебного года стать центром социализации молодых людей не «вписывающихся» в детскую школу, создать благоприятные условия для обучения социально-незащищенных подростков.

 

ПРОБЛЕМЫ, НАД КОТОРЫМИ БУДЕТ РАБОТАТЬ ШКОЛА ДО 2010 ГОДА.

 

      Наша школа способна создавать благоприятные условия для обучения социально-незащищенных подростков.

1.     Школа выполняет функции социальной реабилитации и социальной защиты молодежи, не вписывающейся в массовую общеобразовательную школу.

2.     Продолжить работу.

      Школа должна стать центром социализации молодых людей (в течение 5 лет):

        преодолевающими чувство ущербности, отчужденности;

        формирующими уверенность в себе и самоуважение;

        снимающими повышенную тревожность и агрессию;

        развивающими сферу познавательных интересов.

3.     Повышение социализирующего эффекта образования будет связано с развитием внутренних т.е. школьных резервов. В качестве ведущих «инструментов» следует рассматривать следующие:

        Гуманизацию содержания образования за счет введения новых предметов (психология, право, искусство, этика) и интеграции знаний вокруг лично значимых для учащихся проблем.

        Организацию обучения, приспособленную к вопросам и возможностям молодых людей (гибкая система обучения, учебные режимы занятий, экстернат и т.д.).

        Допрофессиональную и профессиональную подготовку, позволяющую молодым людям «найти себя» и адаптироваться к требованиям рынка. По возможности будем расширять сферу услуг, предоставляемых школой. Будем повышать эффективность образовательной деятельности школы. Что необходимо! Достаточно больших возможностей у школы нет, но может быть будут.

        Повышение профессиональной компетенции педагогов путем специально организованного повышения их квалификации как «социальных реабилитаторов» (пед. советы, семинары, совещания).

4.     С учащимися вечерней школы ежедневно должен работать специалист психолог.

5.     Мы считаем, что вечерние (сменные) школы и в перспективе останутся важным звеном общеобразовательной системы, придающим ей стабильность и гибкость.

 

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, РЕЖИМА РАБОТЫ.

 

      Образовательный процесс в вечерней школе – это прежде всего развитие личности каждого ученика, формирование его человеческих «само» и самоосмысление, и самоопределение, и активность.

      Нужны новые организационные формы обучения, которые средствами реабилитационной педагогики обеспечивали бы подросткам социальную защиту. Школа должна стать многопрофильным образовательным учреждением, обеспечивающим подростку получения среднего, а так же профессионального и допрофессионального образования.

 

ЗАДАЧИ. Реабилитация учащихся с учетом их познавательных возможностей и желаний.

      Создания условий для формирования и развития позитивного отношения к себе и окружающим (преодоления чувства ущербности и отчуждения, повышенной тревожности и агрессии; формирование самоуважения и уверенности в себе, позитивного отношения к учебе и здоровью). Обеспечение максимально возможного развития познавательных интересов через положительную мотивацию к учению. Развитие умений и навыков для непрерывного образования. Создание условий для допрофессиональной и профессиональной подготовки. Обеспечение социально-психологической защиты личности каждого учащегося.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

      Учебный контингент строится на основе типовых учебных планов общеобразовательных школ. Он включает предметы базового учебного плана, а так же профильные дисциплины и курсы, определенные и утвержденные педсоветом.

      Вариативный компонент содержания образования строится в зависимости от контингента наших учащихся и ступени обучения.

      6-8 – класс реабилитационный. Адаптация к условиям вечернего образования, к основным требованиям образовательного процесса. По существу это группы выравнивания (психологической коррекции), в которых проходят курс социальной реабилитации подростка, имеющие отклонения в поведении и развитии. Обязательны занятия с психологом методом психологического тренинга.

      9 класс – класс пропедевтики профильного обучения и профессиональной подготовки. II ступень важна для их самоопределения. Педагог, психолог отслеживает динамику интересов, сравнивает с реальными способностями и возможностями, корректируют выбор учащимися профиля.

II ступень – коррекционно-развивающие классы с углубленной трудовой подготовкой. главное здесь восстановить опорные знания, оказать психолого-педагогическую помощь детям, подтвержденным дезадаптации, удержать «трудных» в сфере внимания школы. Работаем на базе профессионального училища. Обучение профессии заканчивается сдачей квалификационного экзамена и выдачей свидетельства. IX классе обязательно трудовое обучение).

10-11 классы – профильные и классы допрофессиональной подготовки – III ступень обучения. Вариативный компонент делится с целью изучения отдельных предметов на профессиональном уровне и допроизводственной подготовке (профильные классы).

 

 

 

 

ИЗУЧЕНИЕ МОТИВИЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВААНИЕ ЕЕ В СВОЕЙ

РАБОТЕ.

 

Принципиальным является создание целостной образовательной среды, достижение непрерывности образования.

Важный аспект-мониторинг образовательно-воспитательного процесса. Он включает в себя изучение у ребят мотивации обучения, развитости системы социально-ценностных отношений (к себе, другим людям, обществу в целом, к социальной деятельности); учет отслеживаемых результатов в педагогическом процессе.

 

СОТРУДНИЧЕСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ.

 

Школа открыта для сотрудничества и взаимодействия. Используются познавательные и профессиональные возможности социума: связь с другими учебными заведениями (СПТУ-14 и СПТУ-45) с учреждениями культуры (библиотеки, школа искусств, выставочный зал) молодежными организациями, методическими службами (медико-педагогический психологический центр), медицинский центр профилактики, правоохранительными органами, службой занятости.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

а) Образовательный процесс в вечерней школе строится на основе непрерывной диагностике и прогнозирования, организуемого директором школы. Предметом обязательной диагностики являются: уровень обучаемости и обученность контингента; запросы и потребности учащихся; готовность педагогов к инновациям; техническое обеспечение процесса; профессиональное и жизненное самоопределение, потребность в повышении квалификации педагогических кадров.

б) Образовательный процесс в вечерней школе – это прежде всего развитие личности каждого ученика. Учитывая контингент учащихся наиболее эффективными в вечерней школе будут технологии уровневой дифференциации, адаптивного способа обучения.

 

КАК РЕАЛИЗОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ КАЖДОГО?

 

Шире использовать в своей работе инновационные модели образовательных технологий. Реализовать возможности каждого ученика.

Наполняемость учебных групп малая. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход.

Каждый год у нас бывают учащиеся, которые в силу разных причин пропускают занятия. А научить мы должны всех. Для этой цели служат дидактические пакеты для каждого зачета по всем классам.

Что содержится в этом пакете?

Прежде всего план прохождения зачета. По каждому его пункту дается информационный материал, т. е. краткое содержание каждой темы. Воспользоваться таким материалом может любой ученик, который пропустил занятие или не усвоил тему во время урока. Он может взять домой этот материал и еще раз проштудировать пропущенное. Затем даются образцы решения примеров по изучаемым темам, тренировочные задания, содержащие набор упражнений трех уровней сложности.

Таким вот образом уже в процессе объяснения и закрепления темы идет уровневая дифференциация. Учащиеся могут сами узнать свои возможности, кто какое задание может выполнить: на «3» или на «4», «5».

По каждой теме должен быть набор тренировочных карточек с учетом уровневой дифференциации. В папке собраны тексты разноуровневых самостоятельных и контрольных работ. Образцы их решения всегда приводятся в «Экране зачета».

Появившиеся  во время прохождения темы новые понятия записывать на специально отведенной странице. В конце изучения всего материала зачета проводить математический диктант по проверке правильного написания этих понятий.

Как правило, изучение каждой темы завершается контрольной работой, выполнение которой входит в обязательный зачет, получивший название «малого». В него входят и устные ответы учащихся как в процессе уроков, так и индивидуальных занятий, если в этом есть необходимость. Но в устной форме должен ответить каждый. Только после этого зачета выходим на повышенный уровень.

В пакете имеются зачетные карточки с контрольными вопросами более высокого уровня. Кто хочет сдать зачет на «4» или «5», тот берет соответствующую карточку. Если кто-то из учащихся не смог справиться даже на «3», то с ним по этой теме следует продолжать работать.

 

ПРИВИТИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЕБЕ.

 

Конечно же, чрезвычайно важен сейчас путь совершенствования воспитательной работы. Нравственное, гражданское, эстетическое воспитание должно пронизывать и уроки, и консультации, и внеклассные мероприятия. А в работе с «трудными» больше, наверное, нужно опираться на индивидуальные беседы, ведь каждый из них «несчастлив по своему». Им, порой, так не хватает внимания, ласки, доброй требовательности и поддержки.

Надо чаще говорить о том, как социально адаптироваться в современной противоречивой жизни. Нужно ввести какой-то предмет или факультатив, который основывался бы на ОБЖ , граждановедении, истории или литературе и учил культуре поведения, общения, умению жить среди людей, беречь своих родных и близких.

В воспитательной работе главный акцепт мы делаем на уроки. Воспитание нравственности и гражданственности, патриотизма надо начинать с улучшения качества преподавания гуманитарных дисциплин: русского языка, литературы, истории, географии. Уклон сделать в сторону разнообразия форм, улучшить занятость, повысить интерес.

Классные часы теперь – это тематические мероприятия, проводимые в непринужденной обстановке: с играми, беседами, приглашением интересных для подростков людей.

Тематика:

Какого человека можно считать воспитанным; «наркотическая зависимость – проблема века»; «Познай себя»; «Здоровый образ жизни», (о Порфирии Иванове), «Учитель перед именем твоим». Проведение предметных недель «Поле чудес» (математика, география), химико-биологические и литературные КВН, выставки (кошек, собак).

У нас нет спортзала, но дважды в год проводить на нашей площадке спортивные праздники (в конце учебного года и начале учебного года).

 

 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА.

 

Нужно умение педагога организовать самоопределение ученика к профилю профессии, учебному предмету, учебной и иной деятельности (уроку, способу деятельности, к ситуации и др.). это позволяет учителю поставить себя на место ученика или коллеги, адекватно представляя состояние, потребности, возможности другого человека.

Инновационный подход изменяет роль педагога сохраняя функции информатора и организатора учебы, он является партнером и консультантом ученика.

В вечерней школе, по сравнению с дневной, свои личностные качества педагога – любить, понимать, принимать, сострадать, помогать ученику, каким бы он ни был.

 

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ

АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ.

 

Основой организации учебной работы по заочной форме обучения являются: самостоятельная работа учащихся, групповые консультации и зачеты.

Обучающиеся, не имеющие возможности посещать занятия в школе, получают консультации и представляют зачетные работы в письменном виде с обязательной сдачей экзаменов по всем учебным предметам за курс класса.

Формы проведения зачетов определяются учителем и могут быть устными, письменными, или комбинированными.

Ответственным этапом в работе учителя при зачетной проверке знаний является составление и подбор дидактического материала для учащихся. К такому материалу мы относим:

1.     Вопросы к зачету, отражающие основные требования к знаниям и умениям учащихся. такие вопросы сообщают учащимся в ходе изучения материала зачетного раздела, с тем чтобы они использовали их для выделения главного при проработке текста учебника и для самопроверки и усвоения творческого материала перед зачетом.

2.     Домашние зачетные работы, включающие определенный набор задач, которые должны решить учащиеся при подготовке к зачету.

3.     Карточка для проведения индивидуальных консультаций и приема устных зачетов.

 Пособия должны содержать разнообразные по назначению системы упражнений:

        подготовительные – для повторения опорных знаний;

        вводные – для постановки проблемы;

        вопросы для самопроверки;

        тренировочные упражнения;

        обобщающие задания (вопросы к зачетам, обобщающие таблицы, комплексные задания и задачи).

Только такие пособия могут помочь решить проблему качественного обучения в вечерней школе.

Администрация школы в срок до 10 октября составляет график приема зачетов, проведения письменных и контрольных работ.

В учебном плане школы есть раздел «Руководство учебно-воспитательной работой». спланирована система контроля за знаниями учащихся начиная с вводно-корректирующего повторения.

 

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Во всех классах и группах нового приема выявить уровень опорных знаний и навыков.

до 15.09

учителя

2.

Проанализировать опорные знания, состояние опорных знаний учащихся на основе проверки работ вводно-корректирующего повторения.

до 10.10

пед. комиссия

3.

Организовать для учащихся, имеющих большие пробелы в знаниях, индивидуальные и групповые консультации, представить в учебную часть списки отстающих.

до 10.10

учителя

кл. руководитель

4.

Обеспечить индивидуальную работу с отстающими учениками.

в течение года

учителя

5.

Провести распределение учебного материала по зачетным разделам и установить сроки приема зачетов.

до 10.10

Глушкова К.С. учителя

6.

Составить тематические планы по предметам, ввести в их содержание систему самостоятельных работ учеников.

 

Глушкова К.С. учителя

7.

Составить графики проведения сочинений, контрольных, лабораторных и практических работ на каждые 2 месяца, фиксируя в журнал их выполнение.

15.09

15.11

15.01.

15.03

15.06

Глушкова К.С. учителя

8.

По истечении каждых двух месяцев, проводить анализ состояния знаний учащихся по русскому языку, математике, литературе и сдаче зачетов.

в течение года

Глушкова К.С.

9.

Усилия педколлектива направить на совершенствование методики проведения консультаций в опросе:

а) разноуровневых знаний учащихся;

б) учитывая пропуски занятий (для пропустивших занятия).

 С этой целью накапливать и систематизировать дидактический материал различных видов по каждой теме (каждому уроку):

    подготовительные – для повторения опорных знаний;

    вводные – для постановки проблемы;

    вопросы для самопроверки;

    тренировочные упражнения;

обобщающие задания (вопросы к зачетам, обобщающие таблицы, комплексные задания и задачи).

по мере прохождения материала в течение года

Глушкова К.С.

 

      Для образца мы берем следующую модель. Приблизительно 3 года в перспективе

      Тип школы: открытое многоуровневое и многопрофильное учреждение. Уровень, содержание образование: инвариантное общее полное образование в сочетании с индивидуально ориентированным дополнительным образованием. Формы организации обучения: очная, заочная, экстернат. Вариации очного обучения: стандартное, по срокам ускоренное; стандартное, по содержание углубленное, адаптивно-реабилитирующее.

      По учебно-функциональной структуре школа должна иметь четыре характерных по содержанию и социально-профессиональной ориентированности отделения:

1. общекультурной подготовки;

2. учебно-вузовской ориентации;

3. самопознания и саморазвития (с характерными группами адаптации-реабилитации и неординарного развития);

4. дополнительного образования, открытое для населения в любом возрасте;

5. работа школы с отделом занятости населения.

      Специфика финансирования: соединение средств госбюджета с самофинансированием за счет оказания населению платных услуг.

      Название учреждения: при полном наборе основных и многообразии дополнительных образовательных услуг учреждение может называться: Центром образования; при неполном – Школой взрослых (или открытая школа), многопрофильная и многофункциональная.

      ПРЕДЛАГАЕМАЯ МОДИФИКАЦИЯ вечерней школы отличается от существующих большим гуманизмом и демократизмом. Она обеспечивается открытостью образовательного учреждения для всех слоев населения, многоуровневым и полипрофельным характером образования, личностной ориентированностью обучения и предоставлением широкого выбора дополнительных образовательных услуг непосредственно по месту жительства.

 

КРИТЕРИИ ПРОДУКТИВНОСТИ РАБОТЫ ШКОЛЫ.

 

1.     Социальная защищенность.

Формирование здорового образа жизни; психологический комфорт в школе; уровень владения учащимися и выпускниками социально-значимыми умениями и навыками; конкурентоспособность выпускников; эффективность допрофессиональной подготовки; динамика роста профессионального мастерства и статуса педагогов школы; динамика снижения правонарушений.

2.     Реализация жизненных целей и успешность жизнедеятельности выпускников. Формирование жизненных целей выпускников; реализация планов продолжения образования, трудовой деятельности, личного роста; создание семьи и ее благополучия.

3.     Уровень развития образовательно-воспитательного пространства школы. Вовлеченность в совместные виды деятельности; взаимодействие семьи и школы; развитие культурологической миссии школы и ее учащихся.

4.     Индекс удовлетворенности участником образовательного процесса. Удовлетворенность выпускников школы уровнем образования и социальной защищенностью; удовлетворенность педагогов продуктивностью и оценкой педагогического труда.

5.     Итак, что же такое представляет на наш взгляд, выпускник вечерней школы XXI века? У молодого человека – нашего питомца есть хорошая профессия и необходимое для успеха в жизни образование. Он способен быстро ориентироваться в рынке труда и при необходимости переквалифицироваться на специальность имеющую спрос в обществе. А главное, он способен мыслить самостоятельно и реально оценивать все последствия принятых им решений. Он нацелен на успех, на приобретение все новых и новых знаний.

Другими словами, наш выпускник – достойный гражданин демократического общества. И всего этого он добился благодаря собственному убеждению, что «… успех в жизни – это лестница, а на нее нельзя забраться, держа руки в карманах.» (П. Буаст).

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz